№ 26 Караваджо Призвание ап. Матфея и Мученичество ап. Матфея, 1599 – 1600, капелла Контарелли, церковь, Сан Луиджи Деи Франчези, Рим.
Почему то этот художник часто ассоциируется с некими романтическими образами, а на самом деле это мастер достаточно мрачного, откровенного барокко, мастер света и тени, мастер драмы и психологизма на грани света и тьмы. Такова и была его жизнь - борьба света и тьмы, неуправляемого темперамента и горького раскаяния. Именно Караваджо заложил основы реализма, разрушив идеализированные образы изображения святых. Он был способен на совершенно безумные поступки и скорее всего его убили в конце жизни, во всяком случае его смерть покрыта покровом тайны и трагична, как и весь путь художника.
Свои первые картины он продавал за бесценок, существует версия, что первого покровителя-мецената Караваджо обрел, торгуя на обочине дороги небольшими картинками-натюрмортами и жанровыми сценками. Но даже первые произведения начинающего художника были выполнены в новаторской манере: он не гнался за изображением изящного, его натурщики обычные люди из уличной толпы, и Караваджо не скрывал их телесных болезней и несовершенств. Когда художника спрашивали, что он хотел изобразить, рисуя своих героев, он отвечал: «Их, и ничего более». Это было ново, необычно и привлекало внимание. Его Вакх с красными от выпитого вина глазами и грязью под ногтями, натюрморт с полугнилыми фруктами.. все это намекало на реальную, современную жизнь и словно стирало границы между вымыслом и явью.
Впервые ив истории живописи Караваджо помещает евангельский сюжет о призвании Христа апостола в современный художнику интерьер, в харчевню. Во время азартной игры на пороге появляется Христос с апостолом Петром и призывает к себе грешного Матфея. Голова, лицо, фигура Христа находятся в тени, только рука и указующий перст освещены, и этот столп света превращает грешника Матфея в ревнителя веры. Так с помощью света Караваджо расставляет драматические акценты..
Живописные световые эффекты увлекают Караваджо все сильнее. Священная история представляется ему вереницей драматических событий, кульминация которых совпадает с внезапной вспышкой света. Чтобы придать картинам правдоподобие и приблизить к реальности, затенение предметов выглядит случайным. Караваджо продолжает заниматься эффектами случайного распределения светотени, соорудив в комнате дома, который он снимал черный кабинет без окон со специальными отверстиями для точно направленного света. Там он делает наброски для будущих картин, добиваясь все сильнейшего драматического эффекта. В то время художнику было 27 лет.
В характере Караваджо происходят метаморфозы. Иностранец, путешествовавший по Риму, писал: «Со шпагой на боку и пажом за спиной он переходит из одного игорного дома в другой, вечно готовый вступить в ссору и схватиться врукопашную, так что оставаться с ним весьма небезопасно». Художник одевается во все черное и не снимает платье, пока оно не превращается в лохмотья, заводит черного пса и целыми днями дрессирует его, обучая разным трюкам, стены его мастерской выкрашены черной краской. Пару раз его сажали в тюрьму, но освобождали благодаря высокому покровительству, однако через некоторое время он снова оказывался за решеткой: за оскорбление стражника, драку в трактире, ношение оружия и пр. Жестокость Караваджо, цинизм и неуемный темперамент отразились в его живописных работах, он изображает сцены насилия с немыслимым доселе реализмом.
Караваджо рисует свой автопортрет в картине Давид с головой Галифа в виде отрезанной головы Галиафа
Отредактировано Елена Авадяева (16-06-2011 15:24:25)