Счастье ПОСЛЕ совсем другое, оно заполнено всем сразу - цветом, запахом, образами. Его так много, оно везде, оно заливает светом и теплом все вокруг, раскрашивая этот мир сумасшествием красок, переполняя мое сознание ароматом разнотравья и лета. Я сливаюсь воедино с этим миром, каждый миг, каждое мгновенье моего существования становится счастьем….
На много месяцев это состояние заполнит все мое существо. Конечно, неприятности тоже будут случаться, но они будут казаться настолько мелкими и незначительными, что я их просто буду не замечать. Я буду так счастлива, как никогда в прежней жизни...
Я хочу рисовать…. Я так хочу рисовать, что мне снится запах краски и холст… Но я боюсь, что у меня ничего не получится, я боюсь, что люди, окружающие меня, увидев мои работы, скажут что-то обидное о моей бесталанности. Я замкнусь в себе и глубоко внутри затаю эту одержимость мечтой. И уже никогда не прикоснусь к мольберту…. Я раздваиваюсь между разумом и душой. Этот диалог больше похож на битву двух антагонистов:
- Ты станешь посмешищем. Ты забыла, что ты последний раз рисовала в семнадцать лет?
- Я никому не покажу свои рисунки. Но мне очень хочется попробовать….
- Тебе почти пятьдесят. У тебя нет академического образования, у тебя ничего не получится!
- Пусть. Но хотя бы один час, пока я рисую, я буду счастлива. Что будет потом, не важно…
- Ты амбициозна, для тебя имеет значение, что скажут люди. Ты будешь показывать им свои работы, а потом ты будешь страдать, осознавая свою бездарность!!! Прекрати даже думать об этом.
- Тогда я буду считать, что моя жизнь прожита зря. Я даже не попробовала!
……
И так до бесконечности.
Все-таки я поймала момент, когда мой разум находился в состоянии амнезии или просто спал. Я залезла в Интернет и попыталась найти мастер классы по живописи. Речь не шла об академическом образовании, у меня на это не хватило бы ни сил, ни времени. Я всего лишь хотела получить представление о техниках, их отличиях, приемах, используемых в живописи… НИЧЕГО. Или почти ничего. Моя одержимость живописью стало принимать форму навязчивой идеи. Почти каждый день я пыталась найти искомое, но безрезультатно. Потихоньку начал высвечиваться контур мечты, сначала я наткнулась в Интернете на статью об удивительной женщине:
« У кого душа без глаз, тот всю жизнь проживет, ни разу голову к небу не запрокинет», - так говорила удивительная российская художница Любовь Майкова. До восьмидесяти лет работала она перевозчицей по Волге. Пальцы сковал артрит, уже не могла она с той же прытью крутить весла… Стала приглядывать за соседской девочкой, чтобы заняться хоть чем-то. А девочка рисовала гуашью. В один прекрасный момент и баба Люба взяла в руки кисточку, да начала рисовать, да еще как!!!…. 15 картин в месяц! В 1986 году в Москве, на Волхонке, 13, состоялась ее первая персональная выставка. К 1998 году на ее счету было уже более десятка персональных выставок в России и за рубежом, сняты несколько документальных фильмов, ее работы хранятся в государственных музеях и частных коллекциях… Всего пару месяцев не дожила до своего столетия, умерла в самый разгар своей творческой карьеры.
В том же Интернете я нашла ее работы и ….. поразилась. Я ожидала увидеть лубочное творчество очень пожилой женщины, но это было не так. Пейзажи, нарисованные ею, завораживали своей красотой и какой-то детской простотой. Она умела видеть прекрасное и отражать его на холсте так, что позавидует, наверное, любой современный маститый художник. Понятия не имея о техниках, принципе золотого сечения, перспективе, она обладала даром чувства красоты, пропуская ее через себя, жадно впитывая каждый штрих бытия, выплескивая на холст уже свое видение, свое восприятие, свой мир… Именно это и завораживало. На ее картинах снег имел запах, до хрупких берез хотелось дотронуться рукой, церковь манила своей величавостью…. Обычные российские пейзажи, которых миллионы в средней полосе. А мы такой красоты не замечаем….
Мои поиски в Интернете подошли к концу. Я нашла, то, что хотела, о чем мечтала. Творческая мастерская Тарасовых. Интуитивная живопись за 48 часов. Двое гениальных людей, муж и жена, художник и психолог, в одночасье перевернувших мое представление о том, что я ничего не могу…. Но собственно даже не эта необыкновенная методика меня поразила. Симбиоз творчества и меценатства, помощь больным детям и взрослым с различными физическими нарушениями…
В один из выходных дней, в январскую стужу, муж повез меня на первое занятие. Все гениальное просто. Вот самые распространенные техники рисования, а вот ТЫ и ТВОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА. И никаких НЕ. Не получается, не могу, не художник… Эти слова выбросить из лексикона, желательно навсегда. Настроиться и начать рисовать. И благодарить родителей, Господа Бога, весь мир, за то, что ты есть и ты можешь СОЗИДАТЬ…. В небольшой группе одну и ту же картину каждый рисует по-своему, начиная с самой простой, той, что ты создаешь сам, пока без знания основ живописи, и заканчивая уже более сложными произведениями, насыщенные техникой и твоей душой. Ни одной похожей нет, хотя рисуем все, казалось бы с одной и той же натуры. Неудавшихся картин тоже нет. В каждой есть изюминка, в каждой живет частица души человека.
Вечером я показываю мужу свои первые произведения. Их много, небольших пейзажей, написанных гуашью на бумаге формата А-8. Муж долго разглядывает их, аккуратно разложенных мной на диване. У него шок….
- Ты уверена, что это ты рисовала? Может быть это рисовали твои учителя, а ты просто подписала их?, - почти через полчаса молчания спрашивает он.
- Это правда я. Хотя, если честно, я совсем не верю, что способна на такое. По-моему это очень красиво.
Муж кивает головой, удивленно разглядывая меня, как будто видит в первый раз. Я понимаю, что он с трудом сознает, что ЭТО сделано моими руками …
Между занятиями я рисую дома, пусть по чуть-чуть, хотя бы один рисунок в неделю. Я замечаю одну странную закономерность – каждая картина насыщена черными, оранжевыми, красными красками, почти нет светлых, полупрозрачных, пастельных тонов.
Я с удивлением понимаю, что хотя это и красиво, мою живопись тяжело воспринимать, она психологически давят, не дает расслабиться, человека, созерцающего ЭТО, не покидает ощущение, что человек, рисующий ТАКОЕ, выплескивает на бумагу всю свою боль, страх, однако существования… И это при вполне мирных сюжетах. Но светлые, теплые тона так и не хотят ложиться на бумагу, даже нежный вечерний закат становится тяжелым, угрожающим, предгрозовым…
Через четыре месяца, на последнем занятии, в порыве экспрессии, я рисую водопад, брызги, воду, рвущуюся вниз с огромной высоты и разбивающаяся о камни внизу. Это уже не рисунок, это проекция моей жизни, эта вода бурлит у меня как будто внутри и вырывается наружу вопреки препятствиям. Кажется, как будто с этой неуправляемой стихией из меня вынимают душу…
Всю последующую ночь я проплакала. Какие-то стереотипы ломались во мне, я не знала их механизмов, принципов действия. Казалось, что из меня выплескивается весь негатив, накопившийся за долгие годы моей жизни. Очищение живописью, арттерапия… Мне перестали сниться краски и холсты, я перестала рисовать. Я знаю, что это не навсегда. Я вернусь к этому, когда пойму, что очень этого хочу, так хочу, что уже не смогу без этого жить…. И я так надеюсь, что мои картины озарит свет…..
Один из великих мастеров дзэн-буддизма Ошо говорил: «У тебя в сердце есть песня, которую ты можешь пропеть, и танец, который ты сможешь станцевать, но этот танец невидим, и песня неуловима – даже ты ее еще не слышал. Они скрыты глубоко внутри, в святая святых твоего существа: их нужно вынести на поверхность, их нужно выразить…»