НАША ФЕЙСБУК СТРАНИЧКА



Добро пожаловать на наш форум, посвященный творчеству и чувствам в творчестве! Место, где мы вновь можем встретиться.







Праздники сегодня







Форум Арт-студии Семейной Мастерской Тарасовых

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Арт-студии Семейной Мастерской Тарасовых » Необычное в обычном » Крепостной художник Григорий Сорока. Чистейший лирик русского искусств


Крепостной художник Григорий Сорока. Чистейший лирик русского искусств

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Не знаю, почему именно Григорий Сорока вызвал желание написать эту статью. Возможно виноваты мои размышления последних недель о сущности творчества, о процессе, который неизбежно начинается, когда ты оказывавшийся перед холстом и берешь в руки кисть. А дальше происходит  драма... Мы пускаемся в творческий путь, и это путешествие может быть быстрым и самозабвенным, мучительным и долгим, полным открытий.. Но это всегда история, которую проживаешь. Наверное поэтому меня волнуют личности живописцев, их истории, их пути.. Подчас внешние обстоятельства были  настолько неблагоприятны к творящим, но их искусство все равно оставалось чистым, как родник и поэтичным..
Творчество Григория Сороки известно мало.. Художник, живший в 19 веке и оставивший после себя 18-20 картин! Однако эти картины поражают невыносимой лиричностью и пронзительностью, таким огромным талантом, который в полной мере, я уверена, не успел к сожалению раскрыться.
Его история - одна из самых трагичных в истории отечественной живописи. Отечественной - ведь именно в крепостной России все это могло случится и случиться так...

Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской  и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым. Как произошла эта встреча, доподлинно неизвестно. Венецианов обучал живописи талантливых юношей, подчас и крепостных, на собственные деньги выкупая их из крепости. Однако выкупить Сороку ему не удалось..

Отредактировано Елена Авадяева (05-03-2011 15:46:04)

0

2

Между Венециановым и Н.П. Милюковым была довольно интенсивная переписка. Первое упоминание о Сороке находится в письме А.Г. Венецианова из Сафонково от 24 апреля 1842 года: “Письмо ваше получил и вести давал о явке ко мне Григория… Не предсказывал ли я вам или, лучше сказать, опасениями моими не остерегал ли я вас от того, что случилось с вашим Григорием. Он не виноват, а вы виноваты, - вы ему дали направление, а потом остановили, вы ему дали почувствовать удовольствие внутреннее, тронули его душу из склепа положительного и остановили”. Речь, вероятно, идет о развитии художественных способностей Сороки, о возможном освобождении от крепостной зависимости и о возникших препятствиях.
Спустя 6-7 месяцев Венецианов возвращает Сороку хозяину: “Сафонково. 1843 г. в Январе. Вот, мой почтеннейший Николай Петрович, возвращаю вашего Григория с приростом, прирост этот вы сами увидите". И действительно, за полгода домашнего обучения Сорока превратился в художника исключительного дарования. Венеицанов выделяет его из числа прочих учеников, среди которых были уже и признанные мастера, окончившие столичную Академию художеств

0

3

Однако творческие способности это хорошо, но надобно, чтобы дворовой и доход приносил. Крепостному заниматься только творчеством? Это непозволительная роскошь.  Милюков определяет Сороку в садовники: на взгляд помещика художник и садовник – вполне гармоничное сочетание.
Документы о Сороке крайне скупы и обрывочны: исповедные книги, пара фраз в письмах Венецианова. В основном его жизненную канву приходится угадывать через сюжеты  его полотен, через контекст происходящих вокруг событий.  Его картины позже были высоко оценены критикой: "Григорий Сорока не просто пейзажист, но крупный и зрелый мастер русского живописного пейзажа”. Не просто картины – русский эпос, великое обобщение.
А художник, творивший русский эпос, переживает глубокую личную драму.. Согласно деревенской легенде, между Григорием Сорокой и Лидией Милюковой возникла взаимная любовь. Милюков насильно женил Сорокина на крепостной (в этом браке у него было двое детей, а Лидия стала крёстной матерью его старшего сына), Лидию Николаевну выдал за некоего полицейского ротмистра Сафонова…
Милюков окончательно отказал Сороке в "вольной", запретил ему поездки в Петербург. А когда Венецианов в 1847 году, в результате нелепой случайности, погиб, "разбитый лошадьми", жизнь вдали от художественных центров, духовное одиночество и вовсе обрекли талант художника на угасание.

Отредактировано Елена Авадяева (05-03-2011 16:22:53)

0

4

Сорока живет в родной деревне, пишет образа для деревенских церквей, пытаясь следовать примеру Венецианова, учит живописи своих земляков.
В 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий "освобождения". Но жалоба осталась безответной. Сорока был обвинен в "распространении ложных слухов" и за "сделанные грубости" приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию. Отпущенный "по болезни", он "затосковал", "ходил задумавшись по деревне" и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен в "обжигательной избе повесившимся". Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории русской живописи.
Более ста лет не совершалось отпевания художника по православному чину. Только в 2006 г. патриарх Алексий II благословил проведение чина заочного отпевания, что и было совершено в храме Николая Святителя в Толмачах (церковь Государственной Третьяковской галереи).

Отредактировано Елена Авадяева (05-03-2011 16:13:08)

0

5

Картины Григория Сороки высоко ценились еще при жизни. Он вошел в историю отечественного искусства как мастер необычных пейзажей, где время словно остановилось, а воздух и вода медово-прозрачны. Живут в его полотнах не быт, но бытие, не миг, но Вечность...
"Тихие и беспорывные, как сама русская природа, пейзажи эти полны умиротворенной и какой-то кроткой, целомудренной красоты. Художник достигает в изображениях с детства знакомых ему мест такой внутренней гармонии и соразмерности, что они воспринимаются как мир воплощенной мечты о счастье, мир, где царят покой и согласие. В этом мире человек и природа едины и связаны общим, главным, как бы "завороженным" ритмом. В единое целое слиты здесь и заливающий все золотистый мягкий стаях, и голубое небо, отражающееся в зеркале вод, и стройная классическая архитектура, и зеленые купы деревьев, и фигуры крестьян, чьи светлые одежды, почти величавые позы и неспешные движения заставляют вспоминать присущее многим деятелям русской культуры убеждение, что "русский сарафан не хуже греческого туника", - писал Н. Гоголь. Добавить нечего...

Отредактировано Елена Авадяева (05-03-2011 16:24:11)

0

6

Сколько у нас на форуме полезной информации, просто прелесть!!!!!!!!!!!!И в интернет не нужно заходить!!!!!!!! :cool:

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум Арт-студии Семейной Мастерской Тарасовых » Необычное в обычном » Крепостной художник Григорий Сорока. Чистейший лирик русского искусств