Форум Арт-студии Семейной Мастерской Тарасовых

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Рождество

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Рождество —  один из самых любимых праздников многих народов. В России Рождество отмечается 7 января, а в странах Европы — 25 декабря.
С давних времен Рождество считалось временем сказок, праздником света и добра, любви. Рождественские дни полны небывалого волшебства, все ждут какого-то чуда. В ночь накануне Рождества, а по более поздней, светской традиции, и в ночь перед Новым годом люди загадывают самые заветные свои желания,  наряжают пышные елки, украшают дома и улицы, поздравляют друг друга и обмениваются подарками… И конечно же отмечают праздник щедрым застольем в кругу родных и близких, чтобы и весь наступающий год был изобильным и радостным.
На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества — сочельник — справляли с особым благоговением. Прекрасно описывает встречу Рождества на Руси Иван Шмелев: «В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну... будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон — другая... Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь — резанет, ожжет морозом. А звезды!.. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В возду-хе-то мерзлость, через нее-то звезды болыне, разными огнями блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зеленый, — в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды — звон-то! Морозный, гулкий, — прямо серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, — древний звон, степенный, с глухотцой. А то — тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... — гул и гул.
Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, — мороз и не щипнет. Выйдешь — певучий звон. И звезды. Калитку тро-нешь, — так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице — сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух... — синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы — белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, — плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, — Рождество.
Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый... — и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума...

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный... был всегда. И будет.
…И в доме — Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят, а все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. Окна совсем замерзли. Отблескивают огоньки лампадок — тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет елка, еще пустая, — другая, чем на рынке. За ней чуть брезжит алый огонек лампадки, — звездочки, в лесу как будто... А завтра!»

увеличить

увеличить

увеличить

Отредактировано Елена Авадяева (18-12-2010 23:11:41)

0

2

Рождественские открытки Елизаветы Бем...прицепились нынче

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

Отредактировано Елена Авадяева (18-12-2010 23:12:23)

0

3

а ты ссылку просто дай на них :)

0

4

это из моего личного архива, их нет нигде - этих открыток, я сканировала из таких источников, многие из которых находятся в частных коллекциях.. попробую еще раз..

увеличить

Отредактировано Елена Авадяева (18-12-2010 23:13:05)

0

5

Открытки Елизаветы Бем  вот ссылка:)

чтоб смотреть следующую. или предыдущую нажимаем на верхний правый или верхний левый соответственно.

а вот тут можно их купить:)

0

6

По евангельскому преданию, Божественный Младенец родился в Вифлееме, куда Пресвятая Дева Мария и обрученный ей муж Иосиф отправились из Назарета на перепись населения, объявленную римским императором Августом. Дома, постоялые дворы и гостиницы в Вифлееме были переполнены народом, явившимся на перепись, и Марии с Иосифом нашлось укрытие только в пещере-вертепе, куда пастухи в непогоду загоняли стада. Там и появился на свет Спаситель мира и, спеленутый, положен был в ясли на солому.
Событие это сопровождалось чудесными знамениями: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Евангелие от Луки, 2:8—16).
В ту же ночь волхвы (мудрецы, маги, астрологи), шедшие из Вавилонии, или Месопотамии, увидели в небе на востоке новую звезду — знак родившегося Царя Иудейского — и последовали за ней, чтобы поклониться Ему: «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и подошли поклонились Ему; И открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Евангелие от Матфея, 2:9—11). Таково евангельское свидетельство о рождении Иисуса Христа.
На протяжении веков к кратким евангельским сказаниям о Рождестве Христовом прибавились легенды, народные духовные стихи и предания. В древней апокрифической литературе встречаются подробные описания вертепа (пещеры), в котором разместилось Святое семейство, и говорится об убогой обстановке, сопровождавшей появление на свет Иисуса Христа. Эти народные представления и нашли свое яркое отражение в иконописи и в народных лубочных картинах.
В IX веке изображение картины Рождества Христова сформировалось окончательно: пещера, в глубине которой помещены ясли; в яслях лежит Младенец Иисус, от которого исходит сияние; Богоматерь полулежит недалеко от яслей; Иосиф сидит дальше от яслей, по другую сторону, в дремоте или задумчивости.
Очень часто в изображениях Рождества Христова фигурируют вол и осел. В книге «Четьи минеи» у Дмитрия Ростовского сообщается о том, что эти животные были привязаны к яслям. Согласно апокрифическим сказаниям, этих животных привел с собой Иосиф из Назарета. На осле ехала Дева Мария, а вола Иосиф вел с собой, чтобы его продать и на вырученные деньги уплатить царскую подать и прокормить семейство в дороге и в Вифлееме. Они стоят рядом с яслями и своим теплым дыханием согревают Младенца Христа. Кроме того, вол и осел приобрели в христианской традиции особое символическое значение: осел символизирует упорство и умение достичь цели, а вол — покорность и трудолюбие.
Продолжение следует! впереди - Рождественская трапеза и Сочельник!
Картины внизу - фрески Джотто
В данном письме Андрей Рублев Рождество
Эль Греко Рождество

увеличить

увеличить

Отредактировано Елена Авадяева (22-12-2010 12:19:01)

0

7

Спасибо Лен :jumping:

0

8

Ленусик огромное спасибо за твою помощь! Первые шаги в освоении форума уже сделаны. Следующая тема Карелия.

0

9

Пожалуйста! с радостью и нетерпением ждем Корелию! Делитесь вашим прекрасным миром и миром вокруг вас!

увеличить

увеличить

Отредактировано Елена Авадяева (22-12-2010 12:18:01)

0

10

Празднование Рождества в православной традиции начинается с подготовительного периода — рождественского поста, который был установлен еще в глубокой древности. Уже с IV века Отцы Церкви упоминают его в своих творениях.
Сочельником (или сочевником) на Руси назывался день накануне Рождества, последний день рождественского поста. Это название связано с обычаем православных христиан употреблять в пищу сочиво — ритуальное кушанье, обязательное для этого вечера, которое приготовляют из миндального или макового сока с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже — риса.
Сочивом начиналась трапеза в рождественский и крещенский сочельники, на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая «кутья», была разной по составу. Так, рождественскую кутью готовили постной. Ее приготавливали с соком или молочком маковым, миндальным, ореховым, конопляным с добавлением меда и измельченных ядер грецких, лесных орехов, миндаля, растертого мака. На второй день Рождества готовили бабью кашу, или бабкину кутью.
Помимо кутьи, другим обязательным блюдом рождественского Сочельника является взвар – компот из сушеных яблок, груш, слив, изюма.
В давние времена хозяйка разжигала в печи растопку из двенадцати поленьев и готовила двенадцать блюд. Готовили  блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочного поросенка, начиненного кашей, свиную голову с хреном, свиную домашнюю колбасу, жаркое, колядки, медовые пряники..
В «Домострое» есть следующие указания касательно еды в праздничные дни: «В Великий мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареных гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину ... кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур».   При взгляде на праздничный рождественский стол поражает обилие мясных блюд, но в этом нет ничего случайного: именно к Рождеству Христову был приурочен убой скота.
В этот рождественский вечер вся семья должны была быть дома. Иначе, по старинному преданию, они на целый год лишаться домашнего очага. Святой вечер – это общий ужин семьи и проходить он должен был в торжественном молчании и размышлениях.
В Рождественский сочельник не принято было есть до первой звезды – в память о звезде вифлеемской. В церквах в вечерние часы шла торжественная служба, а не пошедшие на богослужение готовились к восходу звезды дома. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву, старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих.

увеличить

Отредактировано Елена Авадяева (21-12-2010 11:59:26)

0

11

Рождество на руси невозможно было представить без колядок. Обычай колядования замечательно описал этнограф и историк Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь»:
«Коляда» («коледа») — слово загадочное, неоднократно ставившее в тупик исследователей нашего народного быта и приводившее их к самым противоречивым заключениям. Не только бытописатели, но и сам народ, приурочивает к этому слову различные понятия. Так, на севере называют колядою рождественский сочельник, колядованием — обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями, со звездою. В Новгородской губернии за коляду слывут подарки, получаемые при этом хождении. В южных и юго-западных полосах зовут этим именем самый праздник Рождества и даже все Святки. «Колядовать» на белорусском наречии означает — Христа славить. Если же этим словом обмолвится смоленский мужик, то оно имеет в его устах иное значение — побираться, просить милостыню, — утрачивая таким образом даже свой настоящий смысл.
В старину «колядовали» накануне Рождества по всей Руси. Этот обычай состоит в том, что молодежь деревенская, парни и девушки, — отстояв всенощную, или заутреню, идут веселой гурьбою по подоконью, останавливаясь особенно долго там, где горит огонь. Тороватые хозяева оделяют колядующих «кольцами» колбасы, оладьями, орехами или деньгами. В Киевской и Волынской губерниях половина собранных денег еще недавно отдавалась на церковь; в других же местах всегда все деньги шли на устраиваемую на Святках пирушку. Песни-«колядки», которыми величают Новорожденного Христа в Малороссии, отличаются большим разнообразием и зачастую свидетельствуют о глубокой древности своего происхождения.
В конце 19 века этот обычай стал исключительным достоянием детворы деревенской, с увлечением выполняющей его за старших. И теперь еще можно видеть в ночь перед Рождеством кое-где толпы ребят, один из которых несет на палке зажженный фонарь в виде звезды, а все другие бегут за ним на каждый двор, куда только их пускают хозяева.
«Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества;
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам,
По проулочкам.
Нашли коляду
У Петрова двора;
Петров-то двор — железной тын,
Середи двора три терема стоят:
Во первом терему — светёл-месяц
В другом терему — красно солнце,
А в третьем терему — часты звезды...»
«Колядка» продолжается прославлением хозяина, которому придается прозвище «светёл-месяц», хозяюшка является в устах колядующих «красным солнцем», дети их — «частыми звездами», и, наконец, детвора возглашает в заключение песни:
«Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,
На долгие веки, на многая лета!»
Иногда этот конец заменяется более выразительным — вроде: «Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что аладыи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое...» А затем — «звездоносец» кланяется и уже не песней, а обыкновенной речью, поздравляет хозяев с наступившим праздником.

PS.  предлагаю возродить традицию и поколядовать! пройдемся по друзьям и знакомым с песнями ? можно делать колядки наоборот - дарить хозяевам подарки.... кто за - пишите адреса!

увеличить

увеличить

увеличить

0

12

С РОЖДЕСТВОМ ВАС ВСЕХ!!!

Самых тёплых вам чувств, самых солнечных дней, самых продуктивных мыслей и много-много приятного и полезного!

0

13

С Рождеством! больше картин, ярких красок, творческого полета. Любви, благодарности и красоты - везде и повсюду!

0